УДК 376.32
Михайлик Марина Степановна
Методист КГОБУ «Коррекционная школа-интернат III-IV видов»
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Аннотация: В статье рассматриваются различные аспекты социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната. Поддержка и оказание помощи при вступлении во взрослую жизнь, подготовка к самостоятельной жизни – одно из главных условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: социализация, социальная адаптация, дети с ограниченными возможностями здоровья, школа-интернат.
Mikhaylik Marina Stepanovna
Metodist KGOBU «Korrektsionnaya shkola-internat III-IV vidov»
SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES OF HEALTH IN THE CONDITIONS OF THE BOARDING SCHOOL
Abstract: Different aspects of socialization of children with disabilities in the conditions of a boarding school are considered in the article. Support and assistance in entering adulthood, preparing for an independent life is one of the main conditions for the successful socialization of children with disabilities.
Key words: socialization, social adaptation, children with disabilities, boarding school.
Наверное, нет человека, который не мечтал бы найти для себя достойное место в этом огромном мире, быть успешным, полезным обществу, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении. Не исключением являются и люди с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ).
В современном мире, по данным Организации Объединенных Наций, каждая десятая семья воспитывает ребенка с ОВЗ. Татьяна Владимировна Волосовец, директор Института психолого-педагогических проблем детства, говорит о том, что доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3% до 36%; незрелыми физиологически рождаются до 80% детей; 70% новорожденных имеют перинатальную патологию. Также по различным статистическим данным число детей с ОВЗ год от года только увеличивается.
Все выше изложенное «… актуализирует необходимость научного осмысления, а также теоретического обоснования и практического развития условий и механизмов активизации социокультурных процессов в социальной реабилитации детей с ОВЗ». [4, с. 2]
Поддержка и оказание помощи при вступлении во взрослую жизнь, подготовка к самостоятельной жизни – одно из главных условий успешной социализации детей с ОВЗ. Эти дети нуждаются в особой организации обучения и воспитания. Именно в условиях специализированных образовательных учреждений такие ребята учатся успешно взаимодействовать с социальной средой.
Дети с ОВЗ - это дети, имеющие различные отклонения психического и физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие вести детям полноценную жизнь.[5, с. 75] Таким образом, дети с ОВЗ – это дети с нарушением психофизического развития, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Для детей с особыми потребностями существует ряд специализированных (коррекционных) образовательных организаций, или школ-интернатов. Их основная задача – обеспечить обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствовать их социальной адаптации и интеграции в открытое общество.[2,с.93]
Основной проблемой у детей с ограниченными возможностями, чаще всего фигурирует одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности.
Весьма острыми являются проблемы в установлении и развитии взаимоотношений со сверстниками. Переоценка и недооценка своих собственных сил, способностей, положения в обществе у детей с ограниченными возможностями встречаются чаще, чем у обычных детей. [3, с.21]
Одна из основных задач школы-интерната – помочь каждому ребенку с ОВЗ найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Под социализацией мы привыкли понимать процесс усвоения человеком определенной системы знаний, правил, норм и ценностей, принятых в данном обществе, позволяющих ему жить и работать в качестве полноправного члена общества. [1,с.236] Именно от нас, педагогов, работающих с такими особыми детьми, зависит успешность их социальной адаптации в обществе. Важное условие успешной социализации детей с ОВЗ – это подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и помощь им при вступлении во взрослую жизнь. На протяжении всего периода пребывания в школе-интернате основная задача педагогов – отслеживание и сопровождение процессов адаптации учащихся и воспитанников. Для успешной работы педагогу необходим определенный набор инструментов, который поможет достичь поставленных целей. Обособленность детей в школе-интернате затрудняет их социальную адаптацию, поэтому в школах-интернатах необходимо создавать определенные педагогические условия, оказывать всяческую помощь семье, воспитывающей такого ребенка.
Проблема социализации детей с ОВЗ очень актуальна, так как затрагивает колоссальное количество людей. И роль коррекционных школ при решении данной проблемы действительно огромна. Формирование жизненных компетенций – долгий процесс. Успешность этой работы зависит от много, в том числе и от того, какие методы применяем, мы, педагоги, в своей работе; создана ли четкая и устойчивая, а, главное, работающая система по формированию социальной и жизненной компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья.
© Михайлик М.С., 2017
Список литературы
Фоторепортажи [185] |
Презентации [39] |
Педагогическая копилка [10] |
Объявления [80] |
Новости
[336]
Новости школы и сайта
|
Видео [20] |
Разговоры о важном
[48]
Разговоры о важном
|