Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов» г.Артем

Тревожный ребенок.

В современном обществе очень большой процент детей имеет повышенный уровень тревожности. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. Давайте попробуем разобраться, что же конкретно в процессе воспитания мы делаем не так. Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Ребенок не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения. Именно так в ребенке закладываются признаки неуверенности в себе, снижения самооценки, тревожности.

Чтобы избежать критики значимых для себя взрослых, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы он чувствовал принятие себя в любой ситуации, поддержку близких людей, вне зависимости от ситуации успешна она или нет. Каждый ребенок творчески одарен, важно найти индивидуальную особенность именно вашего ребенка и помочь ему развить ее.

Итак, краткие рекомендации:

- Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).

- Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («вечно у тебя все из рук валится»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.

- Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

-  Полезно снизить количество замечаний. Попробуйте в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером перечитайте список, согласны ли вы со всем написанным или что-то совершенно неважно?

- Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («вот отдам тебя в детский дом, если не будешь меня слушаться…»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

- Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Ребенок, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, (рассмеется, или отругает) боится еще больше, а это приводит его к стрессу. ВАЖНО БЫТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ!

- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай…)

- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

- Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

 В заключение хочу привести пример одного простого упражнения, которое можно выполнять самостоятельно с ребенком, регулярно. Попробуйте в начале месяца совместно нарисовать рисунок  в котором будут присутствовать такие параметры как Я уже умею…, в ближайшее время я хочу научиться…, в этом месяце я хочу посетить…, с моими друзьями я хочу сходить…,я выполню… и т.д. (рис.1) В центр рисунка можно вклеить фотографию, планы могут меняться в зависимости от вашей фантазии вы можете вместе набросать более долгосрочные планы, на год на 5 лет, либо наоборот более краткосрочные, на неделю. И спустя заданный отрезок времени написать уже в настоящем времени, что выполнено (отметить зеленым цветом) а что так и осталось только планами (красным цветом). Отметьте заслуги ребенка, что ему пришлось преодолеть научившись этим навыкам, похвалите его.

тревожность у детей, тревожные дети

Старайтесь уделять больше времени совместной деятельности с ребенком. И будьте счастливы!

Педагог-психолог Денисова В. А.

Категории раздела
Вход на сайт
Проверить почту



Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0