Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов» г.Артем

Тифлорекомедации учителю-логопеду по созданию
   оздоровительных и эргономичных условий на
   логопедическом занятии с детьми с нарушением зрения

1. На логопедических занятиях исходной теоретической основой разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы, является учёт закономерностей развития ребёнка с нарушением зрения, а также грамотное использование резервных возможностей некачественной зрительной системы и компенсаторных возможностей нанализаторной и психической системы незрячего или слабовидящего ребёнка.
.
2. Не менее важны при диагностике и определении путей коррекционного воздействия сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы, органов чувств, о возможной наследственной природе нарушений. Таким образом, логопедическое исследование является органической частью комплексного подхода к всестороннему обследованию ребенка. Этот принцип позволяет строить коррекционную работу не как простую тренировку речевых умений и навыков, а как целостную систему, обеспечивающую здоровье ребенка.

3. Изучение медицинских карт, индивидуальная беседа с мамой ребенка позволяют логопеду собрать подробный анамнез, что способствует уточнению диагноза, дает возможность разработать личностно-ориентированный подход при работе с ребенком. Это позволяет сразу же прогнозировать возможные трудности в обучении и помогает своевременно компенсировать причины возникших (или имеющихся) трудностей.

4. Для оздоровления детей с соматическими заболеваниями ( а это категория детей-инвалидов со сложной структурой дефекта) в условиях обучения необходимо достичь гармонии предметно-развивающей среды. Речь идет об оснащении здоровьесберегающего и учебного пространства в соответствии с требованиями СанПиН. На занятиях детей рассаживаю с учетом состояния здоровья  и зрения. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным зрением - за столы, соответствующие их росту. Необходимо создать максимально комфортные условия для наших детей. Занятия должны приносить детям радость, протекать на фоне положительных эмоций.

5. Существенное влияние на состояние здоровья детей оказывает воздушно-тепловой режим помещений. Поэтому после каждого занятия (индивидуального, подгруппового) я провожу проветривание помещения в отсутствие детей. В это время отвожу позанимавшегося ребенка в группу и забираю на логопедическое занятие следующего ребенка.

  6. Несомненное значение в создании благоприятной для здоровья образовательной среды имеет правильно составленное расписание занятий. Поэтому проведение логопедических занятия на развитие фонематического слуха, формирование фонематического восприятия и развития навыков звукового анализа слов необходимо планировать в «удобное» для детей время. Известно, что с утра умственная работоспособность детей, как правило, низкая. Затем она постепенно повышается до оптимального уровня. Что касается дня недели, то вторник и среда - дни наиболее благоприятные для таких занятий, когда организм ребенка функционирует на «все сто».

 7. Но даже при учете этих факторов, в процессе работы на занятиях у детей развивается утомление. Продолжение работы на фоне усталости сопровождается нарастающим чувством напряжения, что безусловно влияет на состояние здоровья ребенка. Вот почему логопед должен проводить физкультминутки, короткие периоды двигательной активности непосредственно в процессе занятий. Такие физкультминутки уменьшают утомление и снижают отрицательное влияния однообразной позы. Способствуют снятию напряжения с мышц туловища. В состав физкультминуток обязательно нужно включать упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и выработке рационального дыхания.

8. При проведении индивидуальных занятий в логопедическом кабинете логопед всегда должен учитывать соматический статус ребенка. Смена позы ребенка (на стульчике, на коврике), смена видов деятельности (игры, упражнения для развития мелкой моторики). Контроль за дыханием и выполнение дыхательных упражнений, что особенно важно для детей с заболеваниями лор-органов. Необходимо уделять большое внимание состоянию ребенка на момент начала занятия. Возможно, следует уменьшить объем подобранного материала для занятия или заменить запланированные задания на более легкие, используя игровой материал.


<< Назад

Категории раздела
Вход на сайт
Проверить почту



Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0