Создание условий для получения доступного образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья
в условиях инклюзивного образования
Предметом сегодняшнего нашего разговора должна стать не просто наша школа, а школа доступная и комфортная. Вопрос: а кто определяет доступность и комфортность школы? Казалось бы, ответ очевиден – ученики и их родители, ну а также педагоги и все остальные сотрудники, которые обеспечивают функционирование этой самой школы. Почему же тогда часть учащихся и их родителей мигрируют от школы к школе, ища более комфортные условия? При чем, эта миграция затрагивает по большей части тех, у которых возникают проблемы или с обучением, или с поведением. В конечном итоге выясняется, что мигрирующему по школам ребенку необходимы особые условия для обучения, особые специалисты, а общеобразовательная школа не имеет возможности их предоставить. И остается только одно – идти в специализированное учреждение, где есть надежда или получить желанное образование, или, хотя бы, задержаться подольше. Как вы уже поняли, уважаемые коллеги, речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья, или, если брать шире, то о детях, требующих особых психолого-педагогических условий для получения образования.
Специальное образовательное учреждение для любого ребенка может предоставить и необходимого специалиста, и разработать индивидуальный учебный маршрут, с учетом особенностей самого ребенка, и создать по возможности комфортные условия. Казалось бы, проблема решена. Но это на первый взгляд. Кроме огромного плюса в виде комфортных условий и наличия необходимых специалистов в наличии имеем и ложку дегтя. А эта ложка заключается в том, что ребенок, обучаясь в специальном учреждении, к примеру, как наше – интернатного типа, лишен самого главного – дома, семьи, мамы как минимум на неделю. По нашим наблюдениям травмирующим фактором для детей с ограниченными возможностями здоровья, да и для любого другого ребенка, является отсутствие возможности жить дома, в семье. Но и с этим можно справиться, создав условия, приближенные к домашним.
Существует категория детей, которые не могут находиться в интернате по состоянию здоровья. Обучаться могут, а вот проживать – нет. И вот здесь-то и возникает извечный вопрос – что делать?
Законодательно каждому ребенку гарантировано качественное полноценное образование, а родителю гарантировано право выбора школы для обучения его ребенка. Это законодательно. На деле все обстоит совсем по-другому. Массовая школа не готова принять особого ребенка, нет условий, нет специалистов.
Не так давно на помощь школе пришла программа «Доступная среда». Очень необходимая и востребованная программа. Можно было бы рассчитывать, что построив пандусы для детей-колясочников, развесив звуковые предупредительные сигналы для незрячих и т. д., мы создадим школу доступной и комфортной для любой категории детей. Однако, будет ли комфортно ученику в школе, где педагог не готов к взаимодействию с ребенком, нуждающимся в особом психолого-педагогическом подходе?
Самым главным, на мой взгляд, в создании доступного и качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья является готовность педагогов работать с этими детьми. Ну и друг с другом, независимо от того, в специальной или общеобразовательной школе мы работаем.
В нашем крае опыт взаимодействия педагогов различных образовательных учреждений по включению, а именно так переводится слово «Инклюзия» (от inclusion - включение), детей с особыми образовательными потребностями в процесс получения знаний есть. Начало этому положило развитие в крае дистанционного образования для детей-инвалидов. Напомню, что в 2009 году на базе школы-интерната III – IV видов г. Артем, был создан ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов – РЦДО. По моему глубокому убеждению, мы с Вами создали очень неплохую систему по созданию доступной образовательной среды для детей с ОВЗ, где в равной степени используются ресурсы специальной школы и школы общеобразовательной по месту жительства ребенка с ОВЗ. Мы с Вами учимся быть готовыми к признанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья полноправным и равноценным участником образовательного процесса. У нас уже практически не встает проблема: а я не умею работать с особыми детьми, меня не научили, мне не показали, есть специальные школы и педагоги, тоже специальные. Вот пусть там они и учатся. Мы учимся понимать, что для нас все дети одинаково уникальны, гениальны и отличны друг от друга, независимо от их медицинского диагноза или отсутствия такового.
Согласно закону, инклюзивное (т. е. включенное) образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.
На сегодняшний день имеются как сторонники, так и противники инклюзивного образования. И у каждого есть свои собственные, вполне обоснованные доводы. Но сегодня у нас нет такой задачи – обсуждение всех «за» и «против». Наша задача – создание таких условий, чтобы каждому ребенку одинаково было доступно качественное образование. Без тесного взаимодействия обычной и специальной школы создание таких условий невозможно. При чем, сотрудничая, эти учреждения создают систему, формирующую инклюзивную (хотя мне больше нравиться в этом отношении понятие – «интегрированную») среду, комфортную для ребенка с ОВЗ в любой точке доступа. Что я под этим подразумеваю: возможность получения доступного качественного образования ребенком с ОВЗ с одновременным использованием возможностей как обычной, так и специальной школы.
На мой взгляд, в нашем крае формируется собственная модель инклюзивной (интегрированной) среды, где связаны между собой все участники образовательного процесса общеобразовательной школы по месту жительства ребенка с ОВЗ и специальной школы. Тесное взаимодействие ресурсного центра и муниципальных управлений образования предоставило возможность улучшить качество получаемого образования детьми с ОВЗ, увеличить численность детей, у которых появилась возможность получения дополнительного образования с использованием современных ИКТ. Слабым звеном в нашей системе до сих пор является взаимодействие с администрациями общеобразовательных школ детей-инвалидов по месту жительства, а также совместная работа с учителями-предметниками этих детей. Поэтому огромное количество педагогов, присутствующих на сегодняшней конференции, вселяют надежду на то, что оставшиеся проблемные вопросы решатся уже в ближайшее время.
Результатом тесного взаимодействия ресурсного центра с муниципальными управлениями образований стала разработка Индивидуального учебного плана учащегося, где учтены возможности двух образовательных учреждений.
Сочетая различные формы получения образования, мы даем возможность ребенку с ОВЗ учиться в том темпе, который для него комфортен, наряду с посещением уроков в школе по месту жительства (что не возбраняется), даем возможность получения дополнительного образования с использованием современных ИКТ. Ну и, конечно же, что очень немаловажно, специалисты коррекционной школы ведут коррекционно-компенсаторную, развивающую работу, чего не могут педагоги обычной школы. А самое главное – ребенок с ОВЗ не оторван от семьи и дома, что не может не сказываться на комфортности образовательного процесса в целом для этой категории детей.
Понимаю, что процесс формирования инклюзивной (интегрированной) среды только начат, предстоит еще немало работы по упорядочиванию всей системы, подготовки педагогического состава к условиям работы в инклюзивной среде, привлечению родителей к совместной работе, созданию ряда нормативных актов и т. д. Но уже сейчас есть результаты работы, которые показали правильность создания системы инклюзивного образования в крае. Представляю некоторые результаты работы педагогов ресурсного центра дистанционного образования детей-инвалидов Приморского края с детьми с ОВЗ:
Международная олимпиада по основам наук.
Участники I, II туров - 53 учащихся. Результат: от 62 до 93 баллов из 100,
26 учащихся - финалисты.
Всероссийская дистанционная олимпиада проекта ИНФОУРОК.
Участники - 56 учащихся: по английскому языку - 11, географии - 16, математике - 8,
обществознанию - 4, истории России - 2,информатике - 15.
Результаты: Дипломы 1-й степени - 4, 2-й степени – 7, 3-й степени - 12 человек,
сертификаты участника – 33 учащихся;
52 учащихся приняли участие в Международном конкурсе ИнфоУрок по 15 предметам: география - 4 первых, 5 вторых и 6 третьих мест, 1 сертификат; английский язык - 2 вторых места, 9 сертификатов; информатика - 3 третьих места, 13 сертификатов, математика - 1 третье место, 7 сертификатов, обществознание - 1 третье место;
76 учащихся приняли участие в Международной викторине: русский язык - 3 первых, 7 вторых и 3 третьих места, 7 сертификатов; литература - 2 первых, 1 второе и 2 третьих места, 10 сертификатов; биология - 2 первых, 4 вторых и 2 третьих места, 1 сертификат; информатика - 1 второе и 2 третьих места, 2 сертификата; география - 1 первое, 3 вторых и 8 третьих места, 5 сертификатов; история России - 1 первое и 1 третье место, 3 сертификата; обществознание - 2 сертификата; музыка - 2 первых и 1 второе место;
Международная дистанционная игра-конкурс:
- «ИНФОЗНАЙКА 2013» - 14 учащихся. Результат: Дипломы победителя – 2,
сертификаты участников – 12;
- «ИНФОЗНАЙКА 2014» - 27 учащихся. Результат: Дипломы победителя - 4
сертификаты участников – 23.
Конкурс творческих проектов для детей и подростков с нарушением зрения «Мой яркий мир», центр «Доступная среда», г. Москва.
Участники - 32 учащихся, 7 заняли призовые места, награждены Почетными грамотами, ценными подарками.
Игошина Любовь, ученица 10 класса школы-интерната, прошла все отборочные туры и стала участницей программы обмена для старшеклассников «FLEX», которая ей позволила поехать на 1 год для обучения в США в рамках проекта.
учащийся 10 класса школы-интерната Некрасов Евгений занял 2-е место в молодежном конкурсе «Будущее проектируем сами», с проектом «Игра для всех», разработав проект компьютерной игры для детей с ограниченными возможностями.
Итоги работы за первую четверть 2014 – 2015 учебного года:
37 учащихся школы-интерната и РЦДО принимают участие в осенней сессии Всероссийской дистанционной олимпиаде проекта ИНФОУРОК.
49 учащихся школы-интерната и РЦДО принимают участие в 1 туре XI Международной олимпиады по основам наук (с 06.10 по 03.11 2014 г.)
Продолжается работа РЦДО в рамках инновационной экспериментальной площадки Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» по теме: «Дистанционные образовательные технологии как средство получения дополнительного образования».
В КГКСКОУ «Коррекционная школа-интернат III – IV видов», структурным подразделением которого является РЦДО, организована служба психологической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья: проводятся тренинги, консультации, детям с ОВЗ и их родителям оказывают помощь учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель-сурдопедагог, тифлопедагог.
Этими специалистами разработана и размещается информация, актуальная для учащихся, их родителей (законных представителей) на сайте учреждения, расположенного по адресу: на http://www.skshiart.ru, в разделах Форум, Родителям, Учителям, Ученикам, О школе.
Итак, подводя итоги, определим направления, над которыми необходимо работать:
- реабилитация классно-урочной системы для ребенка с ОВЗ и по возможности максимальный перевод его с домашнего обучения в школу, совмещая различные формы получения образования и т. д. (там, где возможно!);
- максимальное развитие внутреннего потенциала, способностей и возможностей ребенка с ОВЗ;
- создание условий пребывания ребенка с ОВЗ в детском коллективе на принципах равенства;
- социальная адаптация и интеграция в общество ребенка с ОВЗ;
- повышение квалификации педагогов общеобразовательных школ в вопросах работы с детьми, требующими особого психолого-педагогического подхода;
- привлечение родителей к решению вопроса создания комфортной образовательной среды для детей, требующих особого психолого-педагогического подхода;
- дальнейшее сотрудничество общеобразовательных и специальных школ в вопросе создания доступной и комфортной образовательной среды для ребенка, требующего особого психолого-педагогического подхода;
- создание системы коррекционного сопровождения ребенка с ОВЗ;
- создание системы психолого-медико-педагогических консилиумов в общеобразовательных школах с возможным привлечением специалистов коррекционных школ;
- создание системы психолого – педагогического и медико – социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование благоприятного общественного мнения и отношения в обществе к идее включения инвалидов в общеобразовательное пространство.
Благодарю за внимание!