Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов» г.Артем

УДК 376.32
Михайлик Марина Степановна
Методист КГОБУ «Коррекционная школа-интернат III-IV видов»

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Аннотация: В статье рассматриваются различные аспекты социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната. Поддержка и оказание помощи при вступлении во взрослую жизнь, подготовка к самостоятельной жизни – одно из главных условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: социализация, социальная адаптация, дети с ограниченными возможностями здоровья, школа-интернат.

Mikhaylik Marina Stepanovna
Metodist KGOBU «Korrektsionnaya shkola-internat III-IV vidov»

 

SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES OF HEALTH IN THE CONDITIONS OF THE BOARDING SCHOOL

Abstract: Different aspects of socialization of children with disabilities in the conditions of a boarding school are considered in the article. Support and assistance in entering adulthood, preparing for an independent life is one of the main conditions for the successful socialization of children with disabilities.

Key words: socialization, social adaptation, children with disabilities, boarding school.

Наверное,  нет человека, который не мечтал бы найти  для себя  достойное место в этом огромном  мире, быть успешным, полезным обществу, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении. Не исключением являются и люди с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с  ОВЗ).

В современном мире, по данным Организации Объединенных Наций, каждая десятая семья воспитывает ребенка с ОВЗ. Татьяна Владимировна Волосовец, директор Института психолого-педагогических проблем детства, говорит о том, что доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3% до 36%; незрелыми физиологически рождаются до 80% детей; 70% новорожденных имеют перинатальную патологию.  Также по различным  статистическим данным число детей с ОВЗ год от года только увеличивается.

Все выше изложенное «… актуализирует необходимость научного осмысления, а также теоретического обоснования и практического развития условий и механизмов активизации социокультурных процессов в социальной реабилитации детей с ОВЗ». [4, с. 2]

Поддержка и оказание помощи при вступлении во взрослую жизнь, подготовка к самостоятельной жизни – одно из главных условий успешной социализации детей с ОВЗ. Эти дети нуждаются в особой организации обучения и воспитания. Именно в условиях специализированных образовательных учреждений такие ребята учатся успешно взаимодействовать с социальной средой.

Дети с ОВЗ  - это дети, имеющие различные отклонения психического и физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие вести детям полноценную жизнь.[5, с. 75] Таким образом, дети с ОВЗ – это дети с нарушением психофизического развития, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Для детей с особыми потребностями существует ряд специализированных (коррекционных) образовательных организаций, или школ-интернатов. Их основная задача – обеспечить обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствовать их социальной адаптации и интеграции в открытое общество.[2,с.93]

Основной проблемой у детей с ограниченными возможностями, чаще всего фигурирует одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности.

Весьма острыми являются проблемы в установлении и развитии взаимоотношений со сверстниками. Переоценка и недооценка своих собственных сил, способностей, положения в обществе у детей с ограниченными возможностями встречаются чаще, чем у обычных детей. [3, с.21]

Одна из основных задач школы-интерната – помочь каждому ребенку с ОВЗ найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Под социализацией  мы привыкли понимать процесс усвоения человеком определенной системы знаний, правил, норм и ценностей, принятых в данном обществе, позволяющих ему жить и работать в качестве полноправного члена общества. [1,с.236] Именно от нас, педагогов,  работающих с такими особыми детьми, зависит успешность их социальной адаптации  в обществе. Важное условие успешной социализации детей с ОВЗ – это подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и помощь им при вступлении во взрослую жизнь. На протяжении всего периода пребывания в школе-интернате основная задача педагогов – отслеживание и сопровождение процессов адаптации учащихся и воспитанников. Для успешной работы педагогу необходим определенный набор инструментов, который поможет достичь поставленных целей. Обособленность детей в школе-интернате затрудняет их социальную адаптацию, поэтому  в школах-интернатах необходимо создавать определенные педагогические условия, оказывать всяческую помощь семье, воспитывающей такого ребенка.

  1. Создание школьной  программы социализации детей с ОВЗ, которая поможет каждому педагогу школы определять нужные направления в работе по социализации данной группы ребят.
  2. Проведение диагностики личностного потенциала обучающегося и воспитанника, составление характеристики путем анкетирования, тестирования, проведение психологических тестов и подбор индивидуальных стратегий адаптации для каждого ребенка.
  3. Слаженное взаимодействие всех специалистов школы-интерната: учителей, воспитателей, дефектологов и психологов. Тесное сотрудничество с родителями обучающихся, активное привлечение их к участию в жизни школы.
  4. Создание кружков, секций, занятия в которых позволят в дальнейшем использовать полученные знания, умения и навыки в дальнейшей жизни.
  5. Участие детей в массовых мероприятиях различной направленности на городском и региональном уровнях.
  6. Усиление психокоррекционной работы мотивационной направленности и личностного роста.
  7. Четкое определение перечня профессий на основе профессиональной пригодности и проведение профориентации и качественной профподготовки в этом направлении. Увеличение количества учебных часов за счет школьного компонента на углубленное изучение отдельных учебных  предметов, необходимых для получения начальных профессиональных знаний.
  8. По мере возможности, ведение просветительной работы среди населения с целью изменения сложившегося в обществе о стереотипного мнения о полной недееспособности людей с ОВЗ, практик их социальной дискриминации по психофизическому статусу.

    Проблема социализации детей с ОВЗ  очень актуальна, так как затрагивает колоссальное количество людей. И роль коррекционных школ при решении данной проблемы действительно огромна. Формирование жизненных компетенций – долгий процесс. Успешность этой работы зависит от много, в том числе и от того, какие методы применяем, мы, педагоги, в  своей работе; создана ли четкая и устойчивая, а, главное, работающая система по формированию социальной и жизненной компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья.

© Михайлик М.С., 2017

Список литературы

  1. Азбука тифлопедагога. Словарь –справочник / Под общ. ред. В. З. Денискиной – Москва: Изд-во: ООО «ИПТК «Логосвос» - 2016, с. 236,  с. 238-240.
  2. Денискина, В. З. Особенности воспитания детей с нарушением зрения / В. З. Денискина. – Москва: Изд-во ООО «ИПТК «Логосвос» - 2016, с. 93.
  3. Зайцев, Д. В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Д. В. Зайцев // Сборник статей – М.: Педагогика – 2013 - №1 – с. 21-30.
  4. Лапшина, М. Ю. Адаптация детей с ограниченными возможностями как социокультурная проблема / Лапшина М. Ю. // Мир современной науки. – 2012. - №4 – с. 2.
  5.  Тупоногов, Б. К. Основы коррекционной педагогики / Б. К. Тупоногов. – Москва: Изд-во: ООО « ИПТК «Логос ВОС» - 2004, с.

 
Категории раздела
Вход на сайт
Проверить почту



Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0