Социальный аспект
По оценкам экспертов ООН инвалиды составляют 10 % от общей численности населения. Это порождает целый ряд этических, социальных и экономических проблем, уровень решения которых является одной из важнейших характеристик современного общества.
Особое место среди них занимают проблемы инвалидов с детства, имеющие как локальный, так и глобальный, общечеловеческий характер. Дети-инвалиды – наиболее слабо защищенная категория инвалидов, имеющая свою особую специфику, обусловленную, в зависимости от времени наступления нарушений и ограничений жизнедеятельности, отсутствием того социального опыта, который имеют инвалиды, получившие инвалидность после 16 лет.
Значительный удельный вес в структуре инвалидности в целом составляет инвалидность, связанная с нарушением опорно-двигательного аппарата. При этом ведущее место среди подобного рода нарушений занимает детский церебральный паралич, при котором наблюдается как поражение опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести, так и изменения в работе внутренних органов, и, что особенно важно, интеллектуальные и характерологические нарушения.
Сочетания расстройств моторной сферы и интеллекта различны при разных формах ДЦП. При спастической диплегии, при которой руки страдают меньше, чем ноги, дети часто могут обслужить себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков. Отмечается удовлетворительное развитие вербального мышления, но недостаточность наглядно-образного. Многие из таких детей способны к обучению в массовых школах. Гиперкинетическая форма характеризуется триадой: гиперкинезы, тугоухость, интеллектуальная недостаточность. Особенно страдает вербальное мышление в связи с нарушениями речи, при сохранении наглядно-образного. При гемипаретической форме на фоне олигофрении, которой страдает около 30 % детей, часто наблюдаются нарушения речевых функций, счета, зеркальное письмо.
Экспериментально-психологические исследования детей-инвалидов с церебральными параличами выявляют преобладание в мотивационной сфере мотива подчинения взрослому, что оказывает тормозящее влияние на формирование собственных активных личностных установок. Проявляется отчетливая тенденция к формированию низкого уровня притязаний, сочетающегося с избирательно завышенной самооценкой в отношении здоровья, что, по-видимому является защитным механизмом, амортизирующим чувство собственной неполноценности. При ДЦП двигательная недостаточность с рядом сопутствующих факторов может приводить к формированию патологических свойств личности по дефицитарному типу; на грубую органическую патологию неизбежно наслаиваются воздействие социальных факторов, оказывающих психотравмирующее действие. К ним относятся:
· переживание недоброжелательного отношения сверстников, чрезмерного внимания окружающих;
· явления госпитализма, т.к. больные часто находятся в больницах и санаториях длительный период;
· разлука с матерью или неполная семья (отцы в 25% случаев оставляют семьи);
· психический травматизм в связи с лечебными процедурами (операциями) из-за несоответствия надежды ребенка на быстрое излечение и необходимостью длительной реабилитации;
· затруднения в процессе обучения из-за параличей, гиперкинезов, пространственных нарушений;
· сенсорная депривация при часто сопутствующих нарушениях зрения, слуха;
· неправильное воспитание по типу гиперопеки (приводит к формированию эгоцентричности, избалованности, застенчивости, эмоциональной незрелости).
В связи с переживанием чувства неполноценности у ребенка возникают психогенные реакции, которые в случае гиперкомпенсации формируются в двух направлениях: пассивно-оборонительном и агрессивно-защитном. Некоторые исследователи для решения этой проблемы используют концепцию Юнга об экстра-интравертированных личностях. Детям со спастической диплегией более свойственны интравертированные черты характера: пугливость, склонность к различным страхам, любовь к повышенному вниманию, которое гарантирует безопасность. Для детей с гиперкинезами характерны экстравертированные черты: общительность, легкая возбудимость, вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость.
Формирование личности у детей-инвалидов с нарушениями в психике и опорно-двигательной системе, происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности, иногда в полной зависимости от посторонней помощи в самообслуживании. Несмотря на то, что инвалиды с детства, как правило, обладают высокой внутренней восприимчивостью мироощущений и развитым самоанализом, дающими предпосылки развития творческих способностей, им намного труднее реализовать свои возможности, чем другим инвалидам. Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром индивидуума. Это вызывает неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание и иждивенчество, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма. В результате – потенциал личности теряется, а затраты на социальную помощь "дивидендов" для общества практически не приносят.
Это предполагает необходимость специального подхода к определению инвалидности с детства и формулированию глобальной цели реабилитации. Если целью реабилитации инвалидов, имевших нормальное детство и потерявших трудоспособность после 16-18 лет является интеграция в общество, то применительно к детям-инвалидам речь должна идти об их адаптации.
Инвалиды с детства нуждаются в постоянной комплексной реабилитации, непрерывной социально- психологической адаптации к жизни и обществу, социальной и правовой защите, приспособленной среде обитания. Требуется создание специальных условий, при которых, у детей-инвалидов возникают и развиваются самостоятельность и самодеятельность, необходимые для преодоления скрытого инфантилизма и реализации потенциальных способностей.