Рекомендации по развитию зрительного восприятия
на уроках грамоты в 1 классе, на логопедических занятиях с детьми,
имеющими VIS до 01 на лучше видящий глаз
Одним из важнейших показателей функционального развития детей является уровень зрительного восприятия, внимания и памяти, он и определяет успешность освоения базовых навыков в начальной школе. У учащихся школ для детей с нарушением зрения вследствие зрительного дефекта проявляется нарушение зрительного восприятия и зрительной памяти.
Предлагаемый материал содержит коррекционно-развивающие приёмы, направленные на развитие зрительного восприятия и памяти у детей через систему индивидуальных или групповых занятий. Эти приемы можно применять и на различных этапах уроков русского языка, математики и чтения.
Именно это побудило нас разработать систему коррекционно-развивающих упражнений по устранению предпосылок оптической дисграфии и дислексии, включающую в себя три направления работы:
1) развитие зрительного восприятия;
2) развитие зрительной памяти;
3) развитие зрительного анализа и синтеза;
1. Развитие различительной способности букв при изучении алфавита.
Очень часто дети путают сходные по написанию буквы, это упражнение в выделении элементов букв позволит избежать этих ошибок. Дети сначала самостоятельно, а затем с помощью учителя должны научиться различать форму элемента и его положения в равных буквах, характер соединения с другими. На следующем этапе полезно сравнить буквы и увидеть общее и различное между буквами, имеющими сходство в написании (И и Й, Ш и Щ, Ъ и Ь).
Далее дети самостоятельно отыскивают буквы, которые похожи, но отличаются небольшими деталями (Н и И, Л и П, Р и Ь и др ). На последнем этапе - выделить буквы, которые состоят из одного элемента ГО, Г), затем из двух, трех, четырех элементов, повернуты вправо или влево. То есть перед учениками, при работе с алфавитом, не должна ставиться задача заучивания букв, а делается установка на их различение
2. Зрительная локализация слов, букв в тексте.
Задаются одно—три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем — на слух. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по несколько раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть или обвести кружками.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает в том случае, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе, фиксируя затраченное время с помощью секундомера. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к некоторому сочетанию просмотра с элементами осмысленного прочтения текста и запоминанию некоторых слов, так как это может пригодиться для их последующего поиска.
3. Унификация наглядного материала (специальный дидактический индивидуальный материал на уроках, занятиях )
Необходимо отметить, что многие учителя начальных классов пользуются в своей работе карточками и для освоения нового материала, и для повторения пройденного. Для Детям со слабо развитыми зрительными функциями можно облегчить ясное видение проблемного участка с помощью различного рода выделений (унификаций). Итак, для того чтобы дети грамотно писали и хорошо запоминали правила и словарные слова, можно подготовить специальные карточки.
Первый тип карточек с цветовой унификацией
На карточках печатными буквами или прописями пишутся словарные слова, а те буквы, которые труднее всего запомнить и легче всего перепутать, пишутся цветными фломастерами
Например:
МЕДВЕДЬ |
СУББОТА |
Второй тип карточек с предметной унификацией Он отличается тем, что наиболее "ранимые и ошибочные'' буквы выделяются с помощью рисунка: таким образом, создаются целостные зрительные образы слов, которые ярче запоминаются детьми
Например : Слово В О СХОД первая буква О изображена в виде солнца, или слово ОГОРОД - буквы О имеют вид огурца.
Но не стоит учителю всегда самому придумывать образы, пусть дети сами сделают подобные карточки. Это облегчит им запоминание, будет способствовать развитию творческого мышления и воображения. Таким образом, каждое слово можно сделать ярким и запоминающимся.
Инструкция: "Я сейчас покажу вам несколько карточек. На них будут написаны разные знакомые и незнакомые вам слова. В каждом слове одна или две буквы написаны цветными фломастерами. Когда я буду называть слово и показывать карточку, вы это слово повторите про себя и глазами хорошенько запомните. Обратите особое внимание на цветные буквы в словах. Когда вы просмотрите и проговорите про себя все слова, я попрошу вас в своих тетрадях написать каждое слово, которое вам удастся запомнить, и тот цвет, каким была написана буква в слове. А потом мы сверим свои записи. Итак, я прошу вас сесть удобно, расслабить плечи, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, вдохов и выдохов, и приготовиться к появлению карточек, каждую из которых я буду держать не более 5 секунд. Начали..."
Это упражнение не только развивает зрительную память детей, но и позволяет им при внутреннем проговаривании определенного слова включать зрительную память.
Многие дети неплохо запоминают словарные слова и могут их отдельно написать довольно грамотно, однако в диктанте или при употреблении этих слов с другими словами механизм запоминания "не срабатывает" — создается впечатление, что дети забыли то, что когда-то учили. Однако это не так: просто механизм запоминания срабатывает только в определенном контексте, а именно с опорой на зрительный образ. Для учителя, учителя-логопеда важно зафиксировать и специально развивать механизм перехода от внешнего ( зрительно-слухового) до внутреннего плана ( зрительного запоминания) правильного написания слова. В данном случае механизм зрительного запоминания будет срабатывать в контексте произнесения слова, т. е. внутренняя слуховая информация является ключом к возникновению зрительного образа слова. Данный механизм очень эффективен и при запоминании правил русского языка.
Этому способствуют следующие специальные упражнения:
"ШАЛУН".
Один ученик пишет на доске предложение в 5-6 слов. "Шалун" почти вслед за ним стирает написанное. Участники игры должны запомнить, что было написано. Слова можно заменять фигурами, числами, значками.
ЧТЕНИЕ "ЗАШУМЛЕННЫХ", ПУНКТИРНО НАПИСАННЫХ,
НАЛОЖЕННЫХ ДРУГ НА ДРУГА СЛОВ
Ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов и простых рисунков, пересекающих буквы, словами, написанными не полностью, а с отсутствием некоторых частей, словами, написанными так, что одно слово "нагромождается" на другое, пересекается с ним. Постепенно сложность заданий увеличивается.
ЧТЕНИЕ СТРОЧЕК С ПРИКРЫТОЙ ВЕРХНЕЙ (НИЖНЕЙ)ПОЛОВИНОЙ
Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя — открыта. Читать надо только по нижним частям букв. После того, как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз, прикрывая верхнюю половину второй строчки и т д. Откроем секрет это упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок быстро заметит, что, когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя, следующая, открыта целиком, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро ее прочитать, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют, легко выдать готовый результат. Если при этом ребенок какое-то слово не успеет прочитать или забудет его, то тогда и только тогда ему придется восстанавливать его по половинкам. Многие дети быстро переходят на такую стратегию, и что как раз именно то, что нужно. Это упражнение также чрезвычайно важно для формирования словесно-логической памяти (ее объема, поскольку необходимо удерживать сразу несколько слов, ее прочности, так как удержанное слово надо сохранять несколько секунд, и ее устойчивости к интерференции — такое удержание надо совмещать с чтением другой строчки). Если взрослый замечает, что ребенок пытается действовать именно так, то этому надо незаметно для ребенка медлить, передвигая чистый лист вниз, не замечать вкраплений, которые ребенок привносит из нижней строчки в верхнюю и т п. Перечисленные достоинства этого упражнения дают основание полагать, что это одно из наиболее сильных в описываемом комплексе и на него следует затрачивать времени больше, чем на другие. Заметим, что на начальных этапах тренировки это упражнение выполняется легче и с большим интересом, если ребенок уже немного знаком с текстом, на последующих этапах более пригодны тексты незнакомые.
МОЗАИКА
Подготовка к уроку: потребуется лист бумаги и ножницы.
Установка: « Вам необходимо написать сочинение. Оно должно состоять не менее чем из 10 предложений. Смысл в том, что вы должны написать сочинение, а затем разрезать лист не менее чем на 10 частей. Итак, не торопитесь, на сочинение вам дается 15—20 минут. Приступайте".
Учитель должен быть внимателен к тому, как дети разрезают свои сочинения на мелкие кусочки, особенно за их безопасностью и тем, чтобы как можно хитрее и затейливее это сделали.
Установка на задание:
"Теперь вы готовы к тому, чтобы обменяться своими мелкими кусочками с соседом по парте перед вами. Вы получите мозаику, которую вам нужно будет составить, чтобы прочитать, что же любит делать ваш сосед".
Последним этапом этого урока является зачитывание составленных сочинений.
Удачи!.
Используемая литература: дайджест-тифлопедагогика.