Рекомендации педагогам обучающих детей с СДВГА
При разработке коррекционных программ для учеников с ГРДВ необходимо точно определять, какие индивидуальные трудности характерны для каждого ученика. В противном случае воздействие может оказаться направленным на те аспекты, которые этого не требуют. Например, у одного ребенка с ГРДВ могут быть трудности с началом выполнения заданий, потому что ему недостаточно ясны указания и условия. Другой ученик может понимать все указания и условия, но забывает придерживаться каждого из них. У третьего отмечаются трудности с переходом от одного задания к другому, и в результате он «застревает» там, где заканчивается одно задание и начинается другое. В случае с первым ребенком вмешательство должно быть направлено на то, чтобы сделать указания более ясными и помочь ребенку понять их. Второй ребенок будет нуждаться в руководящем наблюдении и помощи, чтобы выполнить все инструкции. Третьему потребуется помощь при переходе от одной формы активности к другой.
Чем раньше начинается коррекционное вмешательство в процесс обучения, тем лучше для гиперактивного ученика. Эти мероприятия должны начинаться сразу же, как только станут очевидными трудности школьного обучения и не могут откладываться до того времени, когда ребенок попадет в число неуспевающих.
В начальной школе обычно возникают такие проблемы:
-
поведение, неуместное при выполнении школьных заданий
-
незавершенность выполнения заданий или выпадение из процесса их выполнения
-
неорганизованность, небрежность в работах и неаккуратный почерк
-
невыполнение указаний и инструкций
-
ошибки из-за неточности
-
непоследовательность, нестабильность выполнения
-
разрушительное поведение или склонность отвлекаться и «мечтать наяву»
-
трудности взаимоотношений с окружающими
В средних и старших классах школы большинство из этих проблем сохраняется, но наряду с ними возникают дополнительные трудности. Они появляются потому, что подростки стремятся быть более независимыми и самостоятельными. В этот период возрастают требования к концентрации внимания, способностей к решению проблем и сложным рассуждениям. Совершенно очевидно, что при СДВГА существуют препятствия к тому, чтобы соответствовать этим требованиям. Поэтому среди таких детей редко встречаются школьники, которые легко справляются с обучением в средних, а тем более в старших классах.
Трудности логического мышления у детей и подростков с СДВГА не имеют никакой связи с низкими интеллектуальными способностями. Напротив, они возникают вследствие проблем с концентрацией внимания, памятью и управляющими функциями. Типичны проблемы с памятью, с правильным распределением времени, расстановкой приоритетов в работе.
С учетом характера школьных трудностей у ребенка с СДВГА школьным педагогам необходимо внести соответствующие изменения в процесс их обучения (Таблица 1). С этой целью осуществляются адаптация учебного плана и инструкций для гиперактивного ребенка, с помощью специальных мер поощряются стабильность и постоянство поведения во время уроков, стимулируются развитие и совершенствование управляющих функций, внимания и памяти. Этих же рекомендаций следует придерживаться и родителям для улучшения результатов выполнения домашних заданий.
Таблица 1. Рекомендации, направленные на улучшение результатов школьного обучения детей с СДВГА.
Адаптируйте учебный план и инструкции.
1. Обеспечивайте гиперактивному ученику наиболее прямые, последовательные и индивидуальные инструкции.
2. Придавайте инструкциям направляющий характер.
3. Приучайте к организованности в каждой сфере деятельности, тренируйте навыки организованности.
4. Поменьше читайте нотаций.
5. Планируйте уроки так, чтобы ученики могли активно в них участвовать и реагировать, в том числе вставать, перемещаться по классу, выходить к доске, двигаться на своих местах.
6. Составляйте учебные планы так, чтобы уроки были интересными и содержательными, при этом обеспечьте различные возможности для поддержания активности на месте и движений.
7. Используйте различные формы и приемы обучения.
8. Разрабатывайте задания таким образом, чтобы максимально снизить уровень разочарований при их выполнении.
9. Варьируйте способы оценки успешности обучения в соответствии с учебным стилем ребенка и его сильными качествами.
Поощряйте стабильность и постоянство поведения во время выполнения заданий.
Ставьте гиперактивного ребенка в пару с приятелем или одноклассником, который является образцовым учеником.
Обеспечивайте постоянную обратную связь, возможность частого обращения за помощью.
Структурируйте задания.
Постоянно наблюдайте за самостоятельным выполнением работы.
Самые сложные предметы должны ставиться в расписании на наиболее продуктивное для ученика время.
Используйте помощь со стороны старших школьников, студентов, практикантов и дополнительно привлеченных педагогов.
Обеспечьте частые и регулярные перерывы в расписании.
В определенных заданиях с целью контроля времени применяйте таймеры, часы со звонком.
Привлекайте внимание детей к изменениям в расписании.
Поддерживайте постоянные контакты с семьей ребенка.
Составляйте ежедневные/еженедельные отчеты об успехах в школе.
Стимулируйте развитие и совершенствование управляющих функций.
Для поддержания навыков планирования:
Прививайте навыки ведения дневника, следите за регулярностью его заполнения.
Научите детей составлению планов, расписания дел на день с распределением времени на них, приемам пользования специальных ежедневников или органайзеров, записи заданий, напоминаний, конспектов.
Научите приемам освоения новых навыков и используйте эти приемы в различных школьных ситуациях.
Для улучшения навыков организации:
Выделите время в течение школьного дня для наведения порядка в столе (шкафу) и портфеле (рюкзаке) ученика.
Выделите время ученикам для систематизации материалов и заданий для домашней работы.
Ограничьте количество используемых тетрадей. Часто бывает лучше пользоваться одной или несколькими тетрадями со специальным держателем-зажимом, с помощью которого легко вставляются или вынимаются отдельные листы. Эти тетради или их разделы должны быть четко подписаны.
Тщательно организуйте распорядок на каждый день и каждую неделю, приведите в систему домашние обязанности.
Проводите регулярные проверки самостоятельной работы и использования систем организации.
Для улучшения последовательности:
Создайте стандартные правила, шаблоны для доведения заданий до завершения.
Обеспечьте возможности для самокоррекции.
Допускайте опоздание с завершением работы.
За частично выполненную работу давайте частичное поощрение.
Для улучшения самоконтроля:
Заранее готовьте ученика к переходу от одной деятельности к другой.
Демонстрируйте правила.
Делайте подсказки, напоминания по поводу поведения.
Четко обсудите результаты действий.
Предоставьте ученикам время для снятия напряжения, стресса.
Не запрещайте механическое рисование каракуль и другие приемлемые формы бессмысленно совершаемых движений.
Используйте активность в качестве награды.
Обеспечьте больше надзора.
Для улучшения внимания и поддержания его концентрации.
При проблемах с началом выполнения заданий:
Повторите указания.
Улучшите структурирование задания.
Используйте выделение или цветовую маркировку для указаний и других важных частей.
Научите ученика навыком выделения ключевых слов.
Суммируйте основную информацию.
Делайте визуальные пометки.
При проблемах с продолжением выполнения и завершением заданий:
Стимулируйте интерес и активность в процессе выполнения задания.
Разделите большие задания на несколько легко выполнимых фрагментов.
Сократите все предлагаемые задания.
Позвольте ученикам выбирать задания для выполнения.
Ограничьте время объяснения теоретических материалов.
Чаще обращайтесь к ученикам.
Приемы улучшения памяти.
Повышение эффективности рабочей памяти:
Концентрируйтесь каждый раз только на одной проблеме.
Запишите всю работу, которую предстоит сделать.
Составьте список всех этапов выполнения для каждого задания.
Пользуйтесь напечатанными инструкциями и планами-конспектами.
Развивайте навыки составления заметок – разрешайте ученику для восполнения пропусков обратиться к школьному товарищу или воспользоваться заметками, составленными учителем.
Перечислите все ключевые моменты задания на доске.
Предоставьте написанные инструкции, конспекты, схемы и списки.
Разрешайте ученикам пользоваться компьютером.
Повышение эффективности поиска и извлечения из памяти:
Обучайте учеников методикам запоминания (группировка, запоминание по частям, мнемотехники).
Применяйте классификацию основных идей и деталей.
Развивайте навыки организации и обработки информации.
Для тренировки и испытания памяти периодически проводите викторины.
|
Но, кроме того, чрезвычайно важно, чтобы в разработке и осуществлении плана коррекционных мероприятий для гиперактивного ученика школьные педагоги тесно сотрудничали со специалистами: психологами и врачами.
Педагог-психолог Денисова В.А.