Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов» г.Артем

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА

 Как помочь слабоуспевающему ученику

Трудности,  которые испытывают младшие школьники при усвоении учебного материала  по русскому языку и чтению, и их психологические причины могут быть разные.

Первая причина  трудностей связана  с недостатками  формирования сложных по структуре  и многоуровневых по организации двигательных навыков письма  и чтения.  Качество процесса письма  в значительной  мере обуславливается   уровнем  развития психомоторной  сферы ученика.

Конкретными   недостатками  развития  психомоторной сферы являются:

- несформированность зрительно-двигательных координаций;

- недостаточный уровень  дифференцированности мышечных усилий руки;

- недостатки в развитии микромоторики.

У детей  с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются  следующие трудности в написании букв:

- нестабильность  графических форм (по высоте, ширине, наклону, букв);

- отсутствие связных движений при письме, «печатание» букв;

- плохой, небрежный почерк;

- очень медленный темп  письма;

- сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях;

- слишком большое напряжение  руки при письме (сильное  надавливание) либо слишком слабый нажим.

При формировании двигательного навыка  чтения (речевые умения) важную роль играют  особенности  артикуляции учащегося, которые влияют на темпо-ритмические  характеристики громкого чтения.

Затруднения  в артикулировании проявляются   в том, что ученик  характеризуется:  а) низкой скоростью чтения,  б) слоговым  типом  чтения, в) низким уровнем понимания  читаемого в связи  со смешиванием близких по акустическим  или  артикуляционным признакам  букв, приводящим к смешиванию значений слов. Кроме того, низкая скорость  чтения  затрудняет осуществление  синтеза  смысловых единиц текста, что также затрудняет понимание прочитанного.

Вторая причина трудностей  обусловлена  особенностями  формирования  когнитивного (познавательного)  компонента навыков письма, чтения .  Основные проявления  трудностей вызванных данной  причиной, состоят в следующем:

- трудности  понимания слов, сходных по звуковому  составу, искажение  смысла  слов;

- замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при письме и чтении, недописывание  слов и предложений, замена и удвоение  слогов, количественные  ошибки при написании букв;

- неправильное  чтение похожих по начертанию букв;

- затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова.

Конкретными  психологическими  причинами, лежащими  в основе этой группы трудностей, могут быть  названы следующие.

 

1.  Несформированность  пространственных представлений.

2. Недостатки  в развитии процессов звукобуквенного  анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия.

3.  Недостатки в развитии познавательных процессов.

     

Третья причина трудностей  связана  с недостатками в формировании регуляторного  компонента  навыков  письма и  чтения. Конкретная  психологическая  причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.

Следствиями  недостаточности процессов  самоконтроля и саморегуляции могут быть:

- неумение обнаруживать свои ошибки;

- возрастание  количества ошибок к концу работы;

- выполнение  требований  учителя в полном  объёме;

- трудности  с формированием  двигательного навыка письма;

- медленный темп письма.

Особо следует отметить трудности  в учении, вызванные  особенностями темперамента учащихся, отражающего своеобразие  природной  организации их нервной  системы.  В первую очередь это касается  медлительных  детей – детей с флегматическими темпераментом.  В учебной работе  у них  могут возникнуть  следующие трудности, обусловленные  их  индивидуально-типологическими особенностями:

- пропуск букв, слогов, недописывание слов и предложений (вследствие того, что ученик-флегматик торопиться);

- медленный темп письма, чтения;

- невыполнение  письменных заданий в полном  объёме при ограничении времени, отведённого на работу;

- замедленное протекание умственной деятельности.


<< Назад

Вход на сайт
Проверить почту



Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0