Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов» г.Артем

УДК 376.2

Шушкова Ольга Александровна
Лошкарева Людмила Филипповна
КГОБУ «Коррекционная школа-интернат III-IV видов»

РАЗВИВАЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (ДО) КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

 

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы организации дистанционного образования детей-инвалидов в Приморском крае,
особенности проведения дистанционных уроков, методы социально-психологической реабилитации инвалидов в процессе образования, показана результативность работы ресурсного центра дистанционного образования в Приморском крае.
Ключевые слова: дети-инвалиды, дистанционное образование, интерактивный урок, социальная адаптация, технологии.

Shushkova Ol'ga Aleksandrovna
Loshkareva Lyudmila Filippovna
KGOBU «Korrektsionnaya shkola-internat III-IV vidov»

DEVELOPING INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF REMOTE TRAINING (TO) AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABLED PEOPLE

 

Annotation: In the article questions of the organization of distance education of children-invalids in the Primorye Territory,  Peculiarities of conducting distance lessons, methods of socio-psychological rehabilitation of disabled people in the education process, the effectiveness of the resource center of distance education in the Primorsky Territory is shown.
Key words: disabled children, distance education, interactive lesson, social adaptation, communicative skills and skills, technologies.

 

Под информационно-образовательной средой понимают системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком, как субъектом образовательного процесса.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Одним из универсальных учебных действий в рамках ФГОС основного общего образования является формирование и развитие у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

В Конвенции о правах инвалидов, Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение  образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Для ребёнка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни.

Обучение детей с ОВЗ, их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. Законодательство РФ в соответствии с международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для таких детей [1]. Проблемы со здоровьем не всегда позволяют им посещать занятия в школе, вести такой же образ жизни, как их сверстники. Поэтому развитие программ дистанционного образования (ДО) детей-инвалидов имеет важное значение.

Цель дистанционного образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, развитие готовности к самообразованию, формирование коммуникативных умений.

Сейчас становится возможным получение качественных знаний детьми с ОВЗ с помощью использования современных информационных технологий, в том числе и дистанционных, в связи с появлением специальных технических устройств, компенсирующих двигательные и другие расстройства (нарушения зрения, слуха и др.). Существует ряд специальных аппаратных и программных разработок по применению ИКТ в обучении детей с ОВЗ [2].

В 2009 году на базе КГКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III–IV видов» был создан ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов (РЦДО). С 2009 по 2017 гг. 359 детей-инвалидов из всех городов и районов Приморского края стали участниками приоритетного национального проекта «Образование» в направлении «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов В 2016/2017 учебном году в РЦДО обучается 104 ребенка-инвалида из различных городов и районов Приморского края, согласно индивидуальных учебных планов, по утвержденному директором школы расписанию, еженедельно проводится более 500 дистанционных уроков с учащимися РЦДО, кроме детей, находившихся на лечении и реабилитации. По мере необходимости производится регулярная корректировка расписания.

Каждую четверть проводятся мониторинги состояния дистанционного образовательного процесса, качества связи Интернет учащихся РЦДО, в ходе которых выясняется качество проведения дистанционных занятий, работы сети Интернет, степень удовлетворенности дистанционным образованием, выявляются проблемы, которые оперативно решались. В процессе мониторинга родители и учащиеся отмечают высокое качество проводимых уроков, профессионализм учителей, их толерантность, доброжелательность, выражают благодарность за консультативную помощь.

Каждую четверть формируются и направляются в управления образований городов и районов Приморского края ведомости текущих оценок для передачи их в школы, где обучаются участники проекта. Эти оценки рекомендуется учитывать при выставлении четвертных оценок по месту основного обучения учащихся.

Дистанционное образование - дополнительное к основному, является фактором развития детей с ОВЗ, результативность - высокая, полученные знания ребята стали самостоятельно использовать не только для самообразования, но и для саморазвития.
Образовательный процесс в РЦДО осуществляют 35 учителей: 24 из г. Артема, 10 из г. Арсеньева, 1 из г. Владивостока, которые обеспечены компьютерным оборудованием для дистанционного обучения учащихся. 

60% педагогических работников РЦДО имеют первую и высшую квалификационную категорию, что обеспечивает высокое качество организации учебно-воспитательного процесса.

В РЦДО созданы необходимые условия для повышения квалификации педагогических работников, осуществляющих дистанционное образование детей-инвалидов в различных формах: профессиональная переподготовка, очные и дистанционные курсы повышения квалификации, самообразование. Все учителя РЦДО принимают активное участие в семинарах и конференциях различного уровня.
Учителя РЦДО очень серьезно подходят к процессу дистанционного образования. Ими реализуются принципы научности, наглядности, осознанности, связи теории с практикой и др.

Общение в процессе дистанционного занятия с помощью программы Skype в режиме on-line.

Основная форма учебной деятельности учителей РЦДО - интерактивный урок, который включает в себя различные формы обучения. На дистанционном уроке доступны самые необходимые средства – коммуникация посредством веб-камер, обмен текстовыми сообщениями, демонстрация презентации, передача файлов. Виртуальный урок воссоздает настоящую атмосферу обучения в классе с учителем, что очень важно для детей с ОВЗ. Дистанционные уроки - действенные, имеют прямое отношение к интересам учащегося, ориентированы на их практическую деятельность (нынешнюю и будущую), развивают мышление и практические навыки учащегося. Каждый урок обеспечивает развитие личности ученика, его активность, развитие его способностей адаптироваться в обществе в будущем, поэтому при проведении урока учителя учитывают трудности каждого ребенка. В зависимости от успехов ученика применяется гибкая, индивидуальная методика обучения, предлагаются дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы.

Технические возможности компьютерного оборудования позволяют детям общаться со сверстниками, получать дополнительное образование, предпрофессиональные навыки.

ИКТ являются средством специального обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ, и решают следующие задачи: компенсаторные, дидактические, коммуникативные, коррекционные, при условии соблюдения принципов природосообразности, возрастных и функциональных особенностей обучающихся с ОВЗ.

Дополнительное образование детей-инвалидов, обучающихся в РЦДО, осуществляется на основе совместного учебного плана двух образовательных учреждений (школы по месту жительства ребенка-инвалида и КГОБУ «Коррекционная школа-интернат III-IV видов»).

Дистанционное образование решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов. Педагогический коллектив РЦДО тесно взаимодействует с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ, оказывает им консультативную помощь, дает профессиональные рекомендации по вопросам воспитания и обучения, помогает им почувствовать уверенность в собственных силах и, в конечном счете, преодолеть «комплекс беды», характерный для многих из этих семей.

Современные информационные технологии представляют богатый арсенал средств не только для образования, но и воспитания. С их помощью можно успешно использовать время, проведенное ребенком возле компьютера, выявить и развить детские фантазии, помочь организовать досуг с максимальной пользой. Кроме того, хорошо организованная внеурочная деятельность позволяет углубить знания по предметам.

Педагоги ДО активно реализуют инфокоммуникационную технологию. Ее использование позволяет варьировать различные виды работ на уроке: поиск информации в электронной библиотеке, создание презентаций учениками по различной тематике, создание и выполнение тестов, тестирование on-line, участие в различных дистанционных конкурсах и викторинах, работа с демонстрационными вариантами для проведения ОГЭ, ЕГЭ. При помощи программы Skypе учителя ДО проводят уроки-видеоконференции одновременно с несколькими участниками программы ДО, объединяя их в различные группы, создавая атмосферу взаимного доверия и живого общения, позволяющего успешно осуществлять самореализацию каждого ученика в процессе обучения.

Для многих детей с ОВЗ виртуальное общение становится едва ли не единственным инструментом, при помощи которого, чувствуя себя вполне защищёнными, они могут взаимодействовать с Другими и проявлять своё «Я».

РЦДО является инновационной экспериментальной площадкой ДВФУпо теме: «Дистанционные образовательные технологии как средство получения дополнительного образования».На его базе проводятся семинары, видеоконференции, вебинары, способствующие сетевому взаимодействию, повышению квалификации педагогов Приморского края и обучению использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе Интернет-технологий,  учителями-предметниками школ края в образовательном процессе.

При ДО детей с ОВЗ Интернет выступает как социокультурный институт, который выполняет ряд функций: информационную, коммуникационную и функцию социализации. Иными словами через ДО происходит организованная социализация детей-инвалидов, образуется виртуальный мир, в котором дети с ОВЗ чувствуют себя защищёнными, могут спокойно взаимодействовать с учителями и другими детьми. Включение ребенка-инвалида в виртуальное сообщество позволяет ему осознать себя как субъекта деятельности в информационном образовательном пространстве, способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала и формированию «жизненной компетентности».

Использование современной информационно-образовательной среды в процессе образования детей с ОВЗ является перспективным направлением развития образования, методов и средств эффективной организации процесса обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ [2].

Дистанционное образование обеспечивает равный доступ детей-инвалидов к полноценному качественному образованию, в соответствии с их интересами, склонностями с использованием Интернет-технологий. Это возможность вернуть их к полноценной жизни, научиться взаимодействовать со сверстниками, взрослыми; ориентироваться в окружающем мире, а в дальнейшем  и возможность профессионального самоопределения.

© Шушкова О.А., Лошкарева Л.Ф., 2017

Список литературы:

1. Комплексное сопровождение процесса образования инвалидов как фактор реализации их права на интеграцию в общество: материалы научно-практическая конференция / отв. ред. С. С. Лебедева. СПб.: ГИПСР–СПбПРЦ: «Человек и его здоровье», 2008.

2. Социально-психологическая реабилитация инвалидов в процессе образования: опыт, проблемы: материалы научно- практическая конференция/под ред. С. С. Лебедевой. – СПб., СПбГИПСР, 2007.

 


 
Категории раздела
Вход на сайт

Проверить почту



Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0