Применение Веб-квестов на уроках
Олейник Светлана Владимировна,
учитель информатики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Уссурийска"
Уссурийского городского округа Приморского края РФ
svetlanaoleynik@mail.ru
В настоящее время широко известен и активно применяется во многих российских школах метод проектов. Web-квесты (веб-квест, webquest) один из видов проектной деятельности, который в течение последних лет я использую в учебной деятельности.
Познакомилась с данной образовательной технологией в США, два года назад, когда была участницей российско-американской программы обмена опытом преподавания "Учителя-Учителям".
Образовательный веб-квест - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов» [3].
Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Берни Додж и Том Марч. Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) определил следующие виды заданий для веб-квестов:
- Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
- Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
- Самопознание – любые аспекты исследования личности.
- Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени.
- Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
- Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
- Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
- Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
- Оценка – обоснование определенной точки зрения.
- Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
- Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
- Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
В любом веб-квесте должно быть:
- Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
- Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы
- Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
- Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.
- Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
- Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
- Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.
- Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Пример веб-квеста созданного мной для учащихся 8-9 классов по теме " Создание школьной газеты".
- Вступление.
Дорогие ребята! Приглашаю вас заняться интересным и увлекательным делом, созданием школьной электронной газеты «Поколение». Вам необходимо образовать группы по 5 человек, выбрать одну из предложенных ролей и выполнить свою часть задания. Первоначально оформляете материалы в текстовом или графическом редакторе. Окончательный вариант (совместный проект) – электронная газета в виде сайта. Компьютер, Интернет должны стать вашими друзьями и помощниками. Желаю всем творческих успехов!
- Центральное задание.
Создать новый выпуск школьной электронной газеты «Поколение».
- Список информационных ресурсов:
http://www.photoshop-master.ru/lessons.php?rub=3 Уроки в фотошопе по обработке фотографий;
http://spphotopro.ru/edit-photo-photoshop - Обработка и редактирование фотографий в фотошопе;
http://foto.mail.ru/mail/nata5939/56 - Ссылки на образцы электронных школьных газет;
http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200700601 «Компьютер и здоровье школьника» и т.д.
Соблюдайте авторские права пользователей сети, делайте в статье ссылки на источник информации.
- Роли.
Журналист, редактор, фоторепортер, художник, веб-мастер.
- Описание процедуры работы.
1) Редактор является лидером и создает издательство газеты. Проведите заседание редакционного совета по определению тематики статей в рубриках газеты; оказывайте помощь журналистам, фоторепортерам, художникам; сделайте окончательную верстку газеты, используя приложение Microsoft Word; подготовьте сценарий презентации газеты, представьте его на защите, сделайте буклет по представлению газеты в приложении Microsoft Publisher.
2) Группе журналистов предлагаются следующие задания: напишите по одной статье в любых двух рубриках газеты: - репортаж о Дне здоровье или заочное путешествие по экзотическим странам мира; напишите статью о влиянии компьютера на здоровье школьников, проведите анкетирование на волнующую Вас тему, сделайте анализ данных анкетирования, возьмите интервью у учителя школы.
3) Фоторепортёр работайте совместно с журналистом, подберите иллюстрации для статей, оформите фоторепортажи школьных событий, редактируйте снимки, создайте коллажи в графическом редакторе Adobe Photoshop CS 2.
4) Художник работайте совместно с журналистом или самостоятельно, создайте рисунки на компьютере в графических редакторах Windows Paint, AdobePhotoshop CS 2: иллюстрации статей газеты; логотип газеты.
5) Веб-мастер создайте сайт газеты "Поколения", разместите весь материал, созданный участниками вашей группы.
- Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
Сформулированы наиболее значимые критерии оценки. Критерии адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывают: достижение заявленной цели; качество выполнения работы; качество процесса выполнения работы; содержание; сложность задания.
- Заключение.
Создание выпуска школьной электронной газеты «Поколение» рассчитано на учащихся 8-9 классов, на две-три недели работы.
Этапы работы над квестом:
1) начальный этап - учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
2) ролевой этап - индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
3) заключительный этап - команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
Технология веб-квест позволяет формироваться следующим компетенциям: использование информационных технологий для решения профессиональных задач; самообучение и самоорганизация; работа в команде; умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор; навык публичных выступлений.
Веб-квест, как интерактивная форма организации проектной деятельности поощряет исследовательское мышление учащихся, способствует развитию универсальных навыков самостоятельности, критичности, коммуникативности и сотрудничества, углублению профессиоанальных компетенций, расширению кругозора каждого учащегося. Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов, воспитывает ответственность и уверенность в себе. Таким образом, преимущества веб-квестов очевидны и данная технология достойна массового внедрения в учебном процессе и образовательном пространстве.
Библиографический список
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
2. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. Режим доступа: http://ikt-ylka.blogspot.com/2009/02/5.html
3. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты. Режим доступа: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php
4. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513088/
5. В.С.Шевелева. Web-квесты в процессе обучения школьников. Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/20147
6. Bauer-Ramazani Chr. WebQuests Resource Page. 2005. Режим доступа:http://academics.smcvt.edu/cbauer-ramazani/Links/webquests.htm