Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов» г.Артем

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  • Развитие связной речи– пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.

  • Обучение грамоте– формирование навыков фонематического анализа.

  • Формирование зрительно-пространственных отношений.

  • Работа над звукопроизношением– артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.

  • Формирование лексико-грамматических категорий– словообразование, словоизменение.

  • Коррекционно-оздоровительное направление– игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

Для формирования мотивации к речевой деятельности считаю эффективным использование метода наглядного моделирования. Применение пространственных моделей (схем) в обучении детей младшего школьного возраста учит ребенка анализировать отображенную в модели действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать, делать выводы. Поэтому на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий использую модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия.

2

 Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память. При помощи пособия «Сказка о веселом язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений.  Хотелось бы  рассказать о некоторых заданиях, подготовленных с использованием компьютерных технологий.

       Например, для дифференциации кинетически сходных букв, которые дети иногда смешивают  на письме, предлагается следующий вид задания.

Существует известный приём для дифференциации кинетически сходных букв б-g : данные буквы на основе зрительных ассоциаций сравнивают с внешним образом животных и птиц (б - белка,   g - дятел).

Используя анимацию, пишем прописную букву «б» на изображении белки. Её пушистый хвост направлен вверх, и она напоминает вторую букву алфавита.

Также используя анимацию, пишем прописную букву «g » на изображении дятла. Его хвост направлен вниз, что схоже с написанием данной буквы. Формирование ассоциаций таким способом дает отличные результаты.

    3

На логопедическом занятии проводится зрительная гимнастика. Предлагается очень интересная зарядка для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. Вниманию ребенка представляется таблица со слогами. На краю таблицы сидит бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одного слога на другой. Ученик читает один за другим слоги, на которые приземляется бабочка, и произносит в итоге полученное слово.

На занятиях по постановке и автоматизации звуков детям очень нравится делать артикуляционную гимнастику и  выполнять задания вместе с человечком из « Сказки о веселом язычке», когда упражнения появляются  мониторе в ярком виде .                              

               4             5

Задания на дифференциацию звуков. На экране изображен ряд предметов, в названии которых есть дифференцируемые звуки. Ученику необходимо выбрать  изображение только тех предметов, где имеется заданный звук.          

Использование программ в процессе логопедических занятий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

В настоящее время продолжается работа по накоплению педагогического опыта в области применения компьютерных программ на логопедических занятиях с учащимися начальной школы.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:

- компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;

- использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;

- способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);

- Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности.

- Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат.

Также появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в игровой форме.   Как показывает опыт, многие дети в первом классе не могут сразу  перестроиться на учебную деятельность, и их ведущей деятельностью остается игра.


<< Назад

Вход на сайт
Проверить почту



Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0