Лечение ДЦП
Большая часть применяемых в настоящее время в случае ДЦП традиционных реабилитационных методик имеет достаточно высокую эффективность при реабилитации больных в возрасте от нескольких недель до двух лет. В этом случае от 60 до 80% больных восстанавливают двигательные и речевые функции, что дает им возможность обслуживать себя, получать образование, участвовать в трудовой деятельности и социальной жизни, иметь семью и полноценное потомство.
Однако возможности восстановительного лечения традиционными методами детей, которым такое лечение не проводилось и ставших к 4-10 годам инвалидами, значительно меньше.
Реабилитация подростков, то есть больных с поздней резидуальной стадией ДЦП, до появления метода Адели оставалась практически невозможной. Фактически она сводилась к поэтапному гипсованию, различным ортопедо-хирургическим вмешательствам, далеко не всегда дающим желаемый эффект, а у 60 % больных провоцирующим повторные контрактуры, деформации и атрофии мышечно-связочных и костно-суставных систем, которые приводят и выработке вторичных патологических приспособительных реакций конечностей и всего организма. Почти бесперспективным у этого контингента больных было восстановление речевых возможностей, без чего их социальная адаптация представляла особые сложности. Сходные проблемы характерны для реабилитации значительной части пациентов, перенесших инсульт головного мозга или черепно-мозговую травму.
Лечение в острый период должно быть патогенетическим; в последующие периоды патогенетическим и симптоматическим:
-
ванны, массаж, лечебная гимнастика, побуждение ребёнка к активным движениям
-
препараты, снижающие тонус мышц (при необходимости)
-
препараты, направленные на улучшение деятельности мозга и всей центральной нервной системы: глутаминовая кислота, Церебролизин и подобные, гаммалон
-
ортопедические мероприятия: гипсование, оперативное вмешательство, протезирование, ношение ортопедической обуви
-
оперативные вмешательства: тенотомия, сухожильная пластика, открытая миотомия, подкожная (закрытая) миотомия, сухожильно-мышечная пластика, коррегирующая остеотомия, артродез, устранение контрактур с использованием дистракционных аппаратов
-
функциональная нейрохирургия: селективная ризотомия, селективная невротомия, хроническая нейростимуляция спинного мозга, имплантация баклофеновой помпы, операции на подкорковых структурах головного мозга
-
метод Войта
Задачи лечебно-педагогической работы
-
В возрасте 1-3 лет основная задача: развитие предметно-мануальной деятельности, сенсорных функций, речевого и предметно-действенного общения с окружающими, начальных форм социального поведения и самостоятельности.
-
Развитие ощущений артикуляционных поз и движений.
Особенности работы
-
Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе.
-
Основные направления работы: развитие моторики речи, развитие коммуникативного поведения.
-
Коррекционная работа должна проводиться дифференцированно с учетом формы заболевания и возраста ребенка.
-
На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции. Используют методы торможения и облегчения. Тормозят нежелательные патологические движения, сопровождаемые повышением мышечного тонуса и одновременно облегчают произвольную сенсо-моторную активность. Применяются различные приспособления для фиксации головы, туловища и конечностей с целью облегчения функции артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций.
-
Использование методики кондуктивного воспитания, которая позволяет осуществлять неразрывную взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения.
-
Ранняя логопедическая работа.
Методика ЛФК при ДЦП
-
Регулярность, систематичность, непрерывность
-
Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием.
-
Постепенное строгое дозирование, увеличение физических упражнений
Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими ДЦП
-
Для растягивания мышц, снятия напряжения в мышцах, расширения диапазона движений
-
Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц
-
Упражнения на выносливость для поддержания эффективности функционального состояния органов
-
Тренировка на расслабление для устранения спазмов мышц, устранения судорог
-
Тренировка для обучения больного нормальной ходьбе
-
Упражнение на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы
-
Упражнение на сопротивление, постепенное увеличение, тренировка на сопротивление для развития мышечной силы