Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов» г.Артем

Лечение ДЦП

Большая часть применяемых в настоящее время в случае ДЦП традиционных реабилитационных методик имеет достаточно высокую эффективность при реабилитации больных в возрасте от нескольких недель до двух лет. В этом случае от 60 до 80% больных восстанавливают двигательные и речевые функции, что дает им возможность обслуживать себя, получать образование, участвовать в трудовой деятельности и социальной жизни, иметь семью и полноценное потомство.

Однако возможности восстановительного лечения традиционными методами детей, которым такое лечение не проводилось и ставших к 4-10 годам инвалидами, значительно меньше.

Реабилитация подростков, то есть больных с поздней резидуальной стадией ДЦП, до появления метода Адели оставалась практически невозможной. Фактически она сводилась к поэтапному гипсованию, различным ортопедо-хирургическим вмешательствам, далеко не всегда дающим желаемый эффект, а у 60 % больных провоцирующим повторные контрактуры, деформации и атрофии мышечно-связочных и костно-суставных систем, которые приводят и выработке вторичных патологических приспособительных реакций конечностей и всего организма. Почти бесперспективным у этого контингента больных было восстановление речевых возможностей, без чего их социальная адаптация представляла особые сложности. Сходные проблемы характерны для реабилитации значительной части пациентов, перенесших инсульт головного мозга или черепно-мозговую травму.

Лечение в острый период должно быть патогенетическим; в последующие периоды патогенетическим и симптоматическим:

  • ванны, массаж, лечебная гимнастика, побуждение ребёнка к активным движениям

  • препараты, снижающие тонус мышц (при необходимости)

  • препараты, направленные на улучшение деятельности мозга и всей центральной нервной системы: глутаминовая кислота, Церебролизин и подобные, гаммалон

  • ортопедические мероприятия: гипсование, оперативное вмешательство, протезирование, ношение ортопедической обуви

  • оперативные вмешательства: тенотомия, сухожильная пластика, открытая миотомия, подкожная (закрытая) миотомия, сухожильно-мышечная пластика, коррегирующая остеотомия, артродез, устранение контрактур с использованием дистракционных аппаратов

  • функциональная нейрохирургия: селективная ризотомия, селективная невротомия, хроническая нейростимуляция спинного мозга, имплантация баклофеновой помпы, операции на подкорковых структурах головного мозга

  • метод Войта

Задачи лечебно-педагогической работы

  • В возрасте 1-3 лет основная задача: развитие предметно-мануальной деятельности, сенсорных функций, речевого и предметно-действенного общения с окружающими, начальных форм социального поведения и самостоятельности.

  • Развитие ощущений артикуляционных поз и движений.

Особенности работы

  • Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе.

  • Основные направления работы: развитие моторики речи, развитие коммуникативного поведения.

  • Коррекционная работа должна проводиться дифференцированно с учетом формы заболевания и возраста ребенка.

  • На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции. Используют методы торможения и облегчения. Тормозят нежелательные патологические движения, сопровождаемые повышением мышечного тонуса и одновременно облегчают произвольную сенсо-моторную активность. Применяются различные приспособления для фиксации головы, туловища и конечностей с целью облегчения функции артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций.

  • Использование методики кондуктивного воспитания, которая позволяет осуществлять неразрывную взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения.

  • Ранняя логопедическая работа.

Методика ЛФК при ДЦП

  1. Регулярность, систематичность, непрерывность

  2. Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием.

  3. Постепенное строгое дозирование, увеличение физических упражнений

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими ДЦП

  1. Для растягивания мышц, снятия напряжения в мышцах, расширения диапазона движений

  2. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц

  3. Упражнения на выносливость для поддержания эффективности функционального состояния органов

  4. Тренировка на расслабление для устранения спазмов мышц, устранения судорог

  5. Тренировка для обучения больного нормальной ходьбе

  6. Упражнение на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы

  7. Упражнение на сопротивление, постепенное увеличение, тренировка на сопротивление для развития мышечной силы


« Назад


Важно знать

Категории раздела
Вход на сайт

Проверить почту



Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наши партнеры
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0