Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов» г.Артем

УДК 376.32
Рахвалова Татьяна Евгеньевна
КГОБУ «Коррекционная школа-интернат III-IV видов»

КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
БИОЛОГИИ В КГОБУ « КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
III-IV ВИДОВ»

    Аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты коррекционной направленности реализации проблемного метода обучения на уроках биологии в школе для детей с нарушением зрения. Исследованы возможности привлечения разных видов деятельности для повышения познавательного интереса к предмету.

    Ключевые слова: коррекционная направленность, биология, метод проектов, исследовательская работа, педагогическое сопровождение.

Rakhvalova Tat'yana Evgen'yevna
KGOBU «Korrektsionnaya shkola-internat III-IV vidov»

CORRECTION DIRECTION OF IMPLEMENTATION OF THE PROBLEMATIC METHOD OF TRAINING AT LESSONS OF
BIOLOGY IN KOBOB "CORRECTION BOARDING SCHOOL III-IV TYPES"

Annotation: in the article some aspects of the correctional orientation of the implementation of the problem method of teaching at the lessons of biology in the school for children with visual impairment are considered. The possibilities of engaging different types of activities to increase cognitive interest in the subject are explored.

Key words: correctional orientation, biology, project method, research work, pedagogical support.

В меняющемся мире система образования  должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможность их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в  социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро с ними справляться. Тем более данные задачи актуальны для учеников с ограниченными возможностями здоровья нашей школы.

Жизнь учит нас, что нет неспособных учеников: каждый человек талантлив от природы но, не выявив, и не развив детскую одарённость, мы, как следствие, теряем талантливых взрослых, Каждый учитель это понимает, принимает и делает всё возможное для формирования и развития творческих способностей обучающихся через применение эффективных педагогических технологий.

Наличие у всех детей, нуждающихся в специальном образовании, первичного нарушения и вызванных им последующих расстройств и отклонений в развитии обусловливает необходимость реализации принципа коррекционно-компенсирующей направленности обучения, который предполагает опору на здоровые силы обучающегося, на построение процесса обучения с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма с учетом специфической природы выявленного недостатка развития.

Компенсаторные возможности человеческого организма настолько велики, многообразны, что в специальной педагогике существует мощный арсенал компенсаторных подходов, позволяющий оказывать педагогическую помощь ребенку с ограниченными возможностями.

Реализация данного принципа обеспечивается современной системой специальных технических средств обучения и коррекции, компьютерными технологиями, особой организацией образовательного процесса. Это, например, меньшая наполняемость классов, увеличение сроков обучения, охранительный лечебно-педагогический режим, индивидуальные занятия, специальные предметы (уроки) для коррекционной и компенсирующей работы, специфические методы и приемы учебной и обучающей деятельности и т.п.

В специальных школах III и IV вида используются тифлотехнические средства с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения: оптические (лупы, очки, моно– и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты); телевизионные; светотехнические и др.

Преподавание биологии в школе должно быть направленно на коррекцию недостатков развития учащихся. Постепенно, в процессе обучения, у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, навыки самостоятельной работы и исследовательской деятельности, умения осуществлять такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнивание, аналогия и др.

В классах обучаются дети с разным уровнем обученности, поэтому при организации учебного процесса возникла необходимость использования особых приёмов и методов с целью индивидуализации процесса обучения.

Решение данной проблемы - в целенаправленном формировании познавательной активности учащихся посредством использования технологий развивающего обучения, позволяющих разбудить в каждом ученике природную любознательность, сформировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития, постоянно стимулируя познавательную активность и самостоятельность учащихся. А тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому все объяснили.

Выбор метода проектов, как важного элемента образовательной программы объясняется тем, что он даёт возможность реализовать серьезные задачи в нашей педагогической деятельности. Несомненно, повышается личная заинтересованность учащегося в приобретении знаний как таковых, а не для отметки в журнале. Участие в проекте формирует уникальный практический опыт, недоступный при других методах обучения.

Метод проектов — это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Конечно, наши дети в силу своих особенностей над проектами работают совместно с учителями, т.е. учителя выступают в роли тьютора, который помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.

Актуальность использования метода проектов обусловлена и тем обстоятельством, что он  направлен на развитие мышления учащихся. Конечно, не каждого ученика можно научить эффективно мыслить, но каждому можно помочь освоить основные логические операции: научить выделять главное, определять понятия, сравнивать и классифицировать, обобщать и систематизировать, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Создание на уроках ситуаций интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов, проблемных задач способствует развитию творческого мышления, столь необходимого каждому в повседневной жизни. 

Основная цель, которую я ставлю перед собой в достижении желаемого результата - это усиление практической направленности в преподавании биологии, как на уроках, так и во внеурочное время с использованием проектной деятельности, так как этот метод имеет ряд преимуществ, а именно:

- легко вписывается в учебный процесс в условиях классно – урочной системы и позволяет достигать поставленной цели образования;

- метод проектирования обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

- сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;

- даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями;

- реализует идею профессиональной ориентации на всех уровнях обучения;

- позволяет приобретать обучающимся уникальный опыт социального взаимодействия

Специфика метода проектов заключается, прежде всего, в непосредственном взаимодействие ребенка с окружающим миром, в совместной деятельности учителя и ученика  с опорой на собственный опыт ребенка. Образно говорят об этом методе так, что учитель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.

В своей работе я чаще использую межпредметные информационные проекты (биология-информатика, биология-химия-информатика). По договоренности с учителем информатики учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета. Польза такого сотрудничества весьма очевидна. Для учеников: возможность к литературным источникам добавить Интернет-ресурсы, отработать приемы и задачи ИКТ на конкретном учебном материале по биологии выполнить проектное задание в учебное время.

Для учителей: Учащиеся на уроках информатики не просто отрабатывают необходимые навыки и приемы, а на конкретном биологическом материале  имеют возможность выполнения и оформления информационных проектов в учебное время (примеры межпредметных информационных проектов: «Растения нашего края», «Основные методы селекции», «Основы экологии» и др.).Презентации как продукт проектной деятельности Развитие новых информационно-коммуникационных технологий требует иного подхода к преподаванию школьных предметов. Увеличивающийся поток информации лучше усваивается учениками, если он излагается в доступной, наглядной форме. Этим требованиям отвечает работа с презентациями.

Готовые презентации по биологии могут быть предложены учителем в качестве наглядного и краткого пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний.  Ученик, сам создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика.

Изложение материала в форме презентаций занимает немного урочного времени, при этом не теряется эффективность обучения. Это наиболее ценно при повторении материала и подготовке к экзаменам.

Приобретаемые навыки работы с научной литературой, интернет-ресурсами способствуют не только учебной деятельности и выбору профессии, но и обогащают жизненный опыт подростка.

Учитель, работая в сотрудничестве с учениками, создает методическую копилку презентаций, которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что исследовательская работа, выполняемая в течение всего учебного года (а темы проектов мы стараемся вместе с учениками подобрать и оговорить еще в сентябе-октябре), не должна отнимать много времени. Ведь не надо забывать и о том, что существует учебная программа, домашние задания по другим предметам, о том, что многие ученики помимо школы посещают и другие учебные заведения (музыкальные, спортивные секции, кружки).

Всегда надо помнить, что на ученика ложатся задачи по наблюдению, описанию и обобщению результатов работы, требующие от него ответственного отношения и определенных затрат времени.

Заключение. В целом, в качестве итогов коррекционной направленности реализации проблемного метода обучения на уроках биологии в школе для детей с нарушением зрения можно обозначить следующее:

Каково влияние использования современных образовательных технологий на ученика?

Использование технологии личностно-ориентированного обучения, включение метода проектов  в систему уроков биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается  в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, но и:

- способствует повышению познавательного интереса к предмету;

- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

- позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.
Каково влияние использования современных образовательных технологий на учителя?

- экономию времени на уроке;

- глубину погружения в материал;

- повышенную мотивацию обучения;

- интегративный подход в обучении;

- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

- возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителю сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.

© Рахвалова Т.Е., 2017

 

Список литературы:

 

1. Мухина и. Д.  Деятельностный подход при обучении биологии. //Биология в школе №6 2007.

  • 2. Пакулава В.М. Особенности современного урока биологии. //Биология в школе №8, 2005.
    3. Петунин О. В. Активизация познавательного интереса учащихся. //Биология в школе №6 2007.
    4. Смелова В. Г.  Метод проектов в современной школе. //Биология в школе №6 2007.

    5. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И.

    6. Источник: http://интернет-ресурс

     

        

     

     

     

     

     


     

Важно знать

Категории раздела
Вход на сайт

Проверить почту



Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наши партнеры
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0