Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов» г.Артем

Клиническая характеристика состояния органа зрения слепых и слабовидящих детей
( по статье А.Н.Гнеушевой).

    Формирование представлений об окружающем мире у детей происходит благодаря работе различных органов чувств. Среди них ведущая роль принадлежит зрению.

    Именно с помощью зрения человек воспринимает около 90% всей информации о внешнем мире. Благодаря особому устройству зрительной системы человек, имеющий нормальное зрение, способен четко видеть предметы вдали и вблизи, при ярком солнечном свете и в сумерках, различать цвета предметов, оценивать расстояние до них, определять их взаимное расположение в пространстве. В связи с этим в деятельности органа зрения принято различать пять основных зрительных функций: центральное зрение, периферическое зрение, цветоощущение, светоощущение, бинокулярное зрение. Все эти функции находятся во взаимодействии и взаимозависимости.

Ребенок рождается со светоощущением. Остальные зрительные функции развиваются и совершенствуются постепенно с возрастом. Одной из самых важных зрительных функций является центральное зрение, которое характеризуется остротой зрения. За нормальную остроту зрения принимают зрение, равное единице (1,0). При этой остроте зрения человек с расстояния пяти метров различает знаки 10-го ряда специальных таблиц, предназначенных для определения остроты зрения.

У ребенка центральное зрение, хотя и очень низкое, обнаруживается в 2-3 месяца. В дальнейшем с возрастом оно развивается. Ко времени поступления в школу около 50% детей имеют остроту зрения, равную 1,0. У некоторых же детей она может быть 1,5-2,0 единицы.

Периферическое зрение характеризуется полем зрения. О его границах судят по тому, как человек видит предметы, расположенные справа, слева, сверху, снизу, при неподвижном взгляде, фиксированном вперед. Сужение поля зрения часто ограничивает ориентацию ребенка в пространстве. Резкое сужение периферического зрения делает его беспомощным при передвижении и значительно затрудняет восприятие картинок, иллюстраций и т.д.

Немаловажное значение в восприятии окружающего мира имеет цветовое зрение, которое развивается одновременно с центральным зрением. У некоторых детей отмечается нарушение цветового восприятия. Нарушение цветоощущения может быть врожденным или приобретенным. Следует иметь в виду, что лица с нарушенным цветоощущением не могут работать по специальности, связанной с различением цветов: художники, водители транспорта и пр.

Бинокулярное зрение – зрение двумя глазами. Эта функция развивается и совершенствуется позже других зрительных функций. Благодаря наличию бинокулярного зрения человек способен определять объемность предметов, их взаиморасположение в пространстве и т.д.Нарушение бинокулярного зрения приводит к ограничению при выборе профессий. Так, профессии, связанные с передвижением на высоте, водительские профессии лицам с нарушением бинокулярного восприятия не рекомендуются.

Ведущее значение при обучении детей имеет состояние центрального зрения. Острота зрения является основным критерием при решении вопроса, в какой школе следует обучаться ребенку: в массовой, в школе для слепых детей или для слабовидящих.

Дети с остротой зрения 0,04 и ниже на лучше видящем глазу с коррекцией очками подлежат обучению в школе для слепых. К этой группе по состоянию остроты зрения относятся как абсолютно слепые дети, т.е. с полным отсутствием зрения (равным 0), так и дети с остаточным зрением (от светоощущения до 0,04).Остаточное зрение позволяет ребенку свободнее ориентироваться в пространстве, облегчает восприятие окружающих предметов и наблюдение явлений, происходящих вокруг них.

Некоторые из детей с остаточным зрением, хотя и очень ограниченно, могут использовать имеющееся у них зрение для восприятия учебного материала. Они имеют возможность в течение непродолжительного времени читать печатный текст, написанный крупным шрифтом, рассматривать четкие иллюстрации и писать, как зрячие. Однако остаточное зрение – очень низкое зрение. Поэтому дети, имеющие остаточное зрение, как и абсолютно слепые, обучаются с опорой на слух и осязание – по рельефной системе Брайля.

Дети со снижением зрения от 0,05 до 0,4 (на лучше видящем глазу с коррекцией очками) подлежат обучению в специальных школах для слабовидящих. Указанная острота зрения в большинстве случаев позволяет воспринимать учебный материал с помощью зрения. В целях облегчения зрительного восприятия, сохранения общей работоспособности, лучшего усвоения учебного материала слабовидящие дети нуждаются в щадящем режиме, регламентированной зрительной нагрузке, применении специальных оптических средств и т.д.

Большинство детей с остротой зрения 0,5 и выше обучаются в массовых школах.

Следует заметить, что вопрос, в какой школе целесообразно обучаться ребенку с нарушенным зрением и в какой степени надлежит ему использовать имеющееся зрение, решает глазной врач. При этом учитывается не только острота зрения, но и состояние других зрительных функций (прежде всего острота зрения), а также характер глазного заболевания, его течение и прогноз. Так, например, если у ребенка на лучше видящем глазу отмечается резкое сужение поля зрения, то такой ребенок, несмотря на состояние остроты зрения, относится к практически слепым и подлежит обучению в специальной школе для слепых детей.

Категории раздела
Вход на сайт
Проверить почту



Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0