ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА РЕАБИЛИТАЦИИ: ОТ БОЛЕЗНИ К УСПЕХУ
Наталья Таланова: «Помогая другим, забываешь о собственных бедах»
Я – инвалид детства по ДЦП. Но, несмотря на диагноз, мне удалось окончить массовую школу – дело в том, что поражена была только правая рука, а ходить я могла самостоятельно (у меня гиперкинетическая форма). Издевательств, как со стороны детей, так и от педагогов, пришлось перетерпеть немало. Но перевести в специализированную школу меня не смогли, так как с успеваемостью проблем не было.
По прогнозам врачей, мне грозила жизнь под опекой родителей. Однако такая перспектива меня не устраивала. Окончив 9 классов, я решила поступить в педагогическое училище. Но при прохождении медицинской комиссии мне категорически запретили поступать в какое-либо учебное заведение. Слова врача я, наверное, буду помнить всю жизнь: «Запомни! Ты никогда не будешь находиться среди людей и должна всячески избегать любых контактов. Я могу разрешить тебе учиться на профессию, где нет никаких отношений с людьми». Думаю, не стоит описывать мое состояние после того разговора (мне было тогда 16 лет). Через месяц состояние стресса прошло, и возникло желание доказать всем и, главное, себе, что я смогу преодолеть болезнь. В училище я все же поступила – вместо меня медкомиссию прошла другая девушка. Затем я уехала учиться в другой город, убедив родителей в том, что для моего будущего это необходимо. В институт прошла уже без проблем.
Тему по ДЦП я выбрала на втором курсе. Когда я была ребенком, моим родителям и мне часто говорили, что из-за болезни я не смогу получить образование, так как по мере нарастания нагрузок мое состояние (в том числе, и интеллектуальные способности) будет ухудшаться. Поэтому первым желанием было просто узнать свои реальные возможности и понять дальнейшую перспективу. И по мере накопления теоретических знаний появилась возможность применять их на практике. Мне кажется, что я как психолог должна давать информацию, которая поможет людям, столкнувшимся с этой проблемой, адаптироваться к жизни, а не испытывать чувство отчаяния и безысходности.
В 22 года я перенесла частичный паралич ног и уже приготовилась к тому, что прогнозы врачей все-таки сбудутся. Однако неожиданно я приняла решение, которое, наверное, не дало мне смириться со своим положением. Продолжая учиться (однокурсники помогали мне передвигаться), я решила попробовать заниматься практикой, чтобы меньше думать о новой «травме», и устроилась внештатным психологом в детский реабилитационный центр. На его базе была открыта школа для родителей, где я давала рекомендации по уходу, воспитанию и обучению детей, страдающих ДЦП. А, занимаясь с детьми, разрабатывала свою развивающую программу с применением арттерапии. В процессе работы пришла к выводу, что занятие творчеством для таких ребят просто необходимо, и дает великолепные результаты. Ведь продукт творчества является способом общения для «безречевых» малышей, дает им возможность связи с окружающим миром.
Помогая детям, я забыла о собственных трудностях, и через два года смогла свободно ходить. Много раз мне хотелось бросить все, вернуться домой к родителям, где мне бы обеспечили постоянный уход и заботу, где не пришлось бы переносить трудности иногороднего студента. Но сейчас я понимаю, что если бы поддалась тому состоянию, не имела бы то, что имею сейчас.
Так мой личный интерес превратился в профессиональную увлеченность. Появились наработки, а затем первые пробные статьи. Наверное, мне легче этим заниматься, чем многим другим. Ведь я знаю о проблеме ДЦП «изнутри», а не по книгам.