Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов» г.Артем

Игровая технология в работе тифлопедагога

В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий для младших школьников. Я хочу остановиться на одной из таких технологий, а именно игровой технологии, которая может использоваться и на занятиях специалиста с ребёнком и в классах с группой обучающихся.

Данная технология позволяет:

- проводить занятия во второй половине дня в нетрадиционной форме, отходя от урочной системы;

- раскрывать креативные способности учащихся;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- обеспечивать свободный обмен мнениями;

- учитывать возрастные психологические особенности школьников;

- ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;

- практически закреплять полученные знания;

- формировать мотивационную сферу учащихся;

- расширять кругозор детей; формировать навык совместной деятельности.

Результатом применения данной технологии на занятиях может быть приобретение новых знаний, либо улучшение качества уже существующих.

Приведу примеры некоторых методик игровой технологии:

1. «Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат». В простонародье эту игру называют «Кленовый листок», «Косынка», «Вечное оригами». Все это, по сути, верно. Такой квадрат несложно изготовить самим из самоклеющейся 1бумаги, наклеив 32 треугольника на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от друга. «Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от друга. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется. Еще одно название - «Квадрат - трансформер» - не случайно, ведь из него конструируются как плоскостные, так и объемные фигуры. «Квадрат» в руках ребенка словно оживает, превращаясь в домик, мышку, ежика, башмачок, котенка, самолетик, шапочку.

С помощью такого необычного трансформера дети - осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в «домике» геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты. Возможны игры с частями «Квадрата» (например, подними левый или правый уголок) - своеобразный пальчиковый театр. Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творить.
 

2. Очень популярны среди детей игры Никитина, например «сложи узор». Они нацелены исключительно на развитие творческих мыслительных способностей ребенка. Их, конечно, нельзя называть играми в подлинном смысле этого слова. Это скорее обучение с использованием игровых моментов. Подобные задания можно включать в любое игровое занятие, поскольку вариантов, предлагаемых автором большое количество ( около 155). Игры дают прекрасную пищу для развития разных интеллектуальных качеств: внимания, памяти, особенно зрительной, пространственных представлений, воображения, умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способности к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умения находить ошибки и недостатки.

3. Взяв за основу методику «Геометрические рамки-вкладыши» Марии Монтессори 2можно изготовить такие пособия как, «забавные варежки». (рис.3) Вкладыши имеют множество форм и вариаций, с их помощью изучают все - от геометрии до естествознания. Это очень удобно и естественно для ребенка: освоение предметов окружающего мира в этой игре идет не только посредством зрительного и слухового восприятия, но и с помощью осязания.
Основная развивающая функция вкладышей - тренировка оптико-пространственного мышления, координации "рука-глаз" и мелкой моторики.
Обводя вкладыши, можно создавать целые сюжетные картины, на заданные темы  или давая волю фантазии ребенка, - так будут развиваться его творческие способности. Задания на распознавание фигур на ощупь, обведение по контуру, штриховку прекрасно подготовят руку к письму.

4. На сегодняшний день современное школьное образование невозможно представить без использования компьютерных технологий .
Компьютерные тренажеры, например тренинг "ТАБЛИЦА ШУЛЬТЕ", используется для тренировки расширения поля зрения. Он широко применяется при освоении методов быстрого чтения, которое так необходимо при обучении в гимназиях и общеобразовательных школах. Данный тренажер был включен в тематическое занятие «Путешествие в мир цифр»
3

 Hесколько простых упражнений для снятия зрительного утомления.

Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на какой-то период времени. Проделывайте следующий комплекс упражнений:

«Пальминг»
Сложите очень плотно ладони, разместив их под прямым углом так, чтобы образовалась фигура похожая на крышу, через которую не проникал бы свет. Закройте глаза веками и прикройте ладонями, но следите, чтобы скрещивание ладоней приходилось на центр лба, а нос находился между ними. Сидим так около пяти минут. С помощью этого упражнения мы «прогреваем» глаза энергией собственных ладоней.

«Вверх-вниз»
Постарайтесь, чтобы подвижными были только глаза, а голова оставалась на месте. Несколько раз двигаем глазами вверх-вниз.

«Вправо-влево»
Двигаем глазами справа налево и наоборот.

«Диагонали»
Мысленно рисуем диагональные линии. Проводим вдоль этих линий глазами 3-4 раза. Помним, что голова остается на месте, двигаются только ваши глаза.

«Прямоугольник»
Мысленно рисуем прямоугольник, следовательно, проводим вдоль всех его сторон глазами в одну сторону и затем в обратном направлении.

«Циферблат»
Представляем часы, двигаем глазами по часовой стрелке по кругу, и точно так же  - против часовой стрелки.

«Змейка»
Мысленно рисуем волнистую линию и ведем по ней глазами к «хвосту», аналогично в обратном направлении - к «голове».

Все упражнения выполняются медленно и без резких движений. Заметьте, что перед каждым следующим упражнением нужно немного поморгать (это отлично расслабляет мышцы глаз). Каждое упражнение повторяют 4 раза.

Хочу предложить вам простые, но полезные упражнения  зрительной гимнастики, которые позволят в игровой форме выполнить гимнастику для глаз. Дети должны следить за движением объектов, при мигании моргать глазками. Двигать головой нельзя!

Оздоровительную и коррекционную значимость имеет просмотр изображений в слайдовом формате. Предлагаю для пробы 2 варианта: «Цветофонограмма» и  «Цветовые сюжеты».

4


<< Назад


Важно знать

Категории раздела
Вход на сайт

Проверить почту



Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наши партнеры
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0